Противодействие коррупции10 января 2009 года вступил в силу Федеральный закон "О противодействии коррупции" (далее - Закон), которым устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ №273ФЗ от 25.12.2008г. (действующая редакция) Определение коррупции, меры по ее профилактике, основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции Определение коррупции дано в статье 1 Закона. Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды данному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица. Основные меры по профилактике коррупции закреплены в статье 6 Закона. Такими мерами, в частности, являются: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; установление в качестве основания для увольнения лица с замещаемой должности государственной или муниципальной службы непредставления либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; внедрение в практику кадровой работы органов государственной власти, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина или при его поощрении; развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции. Пунктом 5 статьи 5 Закона предусмотрено, что по решению Президента РФ могут формироваться органы по координации деятельности в области противодействия коррупции в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и иных лиц. Для исполнения решений сформированных органов могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента РФ, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства РФ, а также издаваться акты федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. В Законе установлены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции (статья 7 Закона). Эти направления включают в себя, в частности: введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области; унификацию прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности РФ; неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность; устранение необоснованных запретов и ограничений, особенно в области экономической деятельности; повышение уровня оплаты труда и социальной защищенности государственных и муниципальных служащих. Меры, направленные на предупреждение коррупции Законом (статья 8) определено, что гражданин, претендующий на замещение должности государственной или муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, а также служащий, замещающий должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, обязаны представлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Непредставление установленных сведений может являться основанием для отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу, для освобождения служащего от замещаемой должности либо привлечения его к иным видам дисциплинарной ответственности. Федеральными законами о видах государственной службы, а также о муниципальной службе для государственного или муниципального служащего могут устанавливаться более строгие запреты, ограничения, обязательства, правила служебного поведения. Статьей 9 Закона предусмотрено, что государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Такое уведомление является должностной (служебной) обязанностью служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим увольнение с государственной или муниципальной службы либо привлечение к иным видам ответственности в соответствии с законодательством РФ. В отношении граждан, замещавших должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ, статьей 12 Закона предусмотрен ряд ограничений, налагаемых при заключении трудового договора. Так, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные обязанности, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин обязан при заключении трудовых договоров сообщать представителю нанимателя (работодателю) сведения о последнем месте своей службы. Несоблюдение указанного требования влечет прекращение заключенного трудового договора. Также установлено, что работодатель, при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора по последнему месту его службы. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения предусмотрена статьями 13 и 14 Закона. В частности, в статье 14 Закона определено, что, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к такому юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ. Применение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо. О внесении изменений в некоторые законодательные акты В связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, (вступившим в силу 10 января 2009 года, за исключением отдельных положений), был внесен ряд взаимоувязанных изменений в отдельные законодательные акты РФ, в частности, в Закон РФ от 26 июня 1992 года № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", в Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", в Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", в Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Данными изменениями уточняются требования к судьям, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, аудиторам Счетной палаты РФ, служащим Банка России. В частности, определен порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Дата изменения: 22.06.2018 09:48
|