Бывших солдат не бывает - Муниципальное образование Город Воткинск
Вернуться к обычному виду

Бывших солдат не бывает

Ветераны Великой Отечественной … Все меньше становится их, живых свидетелей тех суровых военных лет. А значит, что все более ценными становятся для нас воспоминания и документальные свидетельства их боевой молодости. Поэтому, в преддверии празднования 70-летия Великой Победы члены городского общества историков – архивистов записали беседу с ветераном войны, педагогом и наставником Александром Кирилловичем Гинкотой.
Так случилось, что именно в этот знаменательный год он отмечает свой 95-й день рождения. Он родился в селе Панчево Кировоградской области 20 октября 1920 года. В 1934 году семья переехала в город Воткинск, где Александр продолжил обучение в школе. В 1939 году, окончив школу, поступил в Казанский химико-технологический институт, а в сентябре того же года пришла повестка из военкомата.

Из автобиографической записки А.К. Гинкоты

28 октября 1939 года Воткинским горрайвоенкоматом был призван в ряды РККА.

С этого дня и по июнь 1940 года служил красноармейцем в 15-м отдельном разведбатальоне 57 Краснознаменной мотострелковой дивизии, которой командовал И.В. Галанин.

Он хотел служить в артиллерии, но все случилось иначе.

Вот так вспоминает Александр Кириллович о том, как он попал в разведбатальон: «…Выстроили нас на плацу. Выкрикивают: пехотинцы, связисты… я все жду, когда назовут береговую артиллерию. Так стояли, ждали, пока не сказали про нас: «Ну, а этих - в РБ». Смотрим на грузовиках написано «РБ». Поехали. Рады, думаем в резервный батальон попали … Потом спрашиваем что буквы «РБ» означают, а нам отвечают: «В разведбатальон едете». Дальше Александр Кириллович вспоминал о службе в 15-м отдельном раведбатальоне 57 Краснознаменной мотострелковой дивизии и в 255-й гужевой транспортной роте и о том, как встретил весть о войне. «На нас уже начали составлять списки о демобилизации, срок подпадает осенью, одежду стали примерять поновее… и тут война. Война! Комиссар собирает таких как я, со средним образованием, стол накрыт красной скатертью, бумага, ручки перьевые и говорит: «Пишите заявление «Прошу отправить меня на повышение квалификации» - вспоминает ветеран.

С августа по декабрь 1941года Александру Кириллович проходит обучение на офицерских курсах в военно-пехотном училище г. Сретенска Читинской области, по окончании которых ему было присвоено звание лейтенанта. Следующее звание, старший лейтенант, А.К. Гинкота получил в переломный для нашей Армии 1943 год, 13 апреля.

Из автобиографической записки А.К. Гинкоты С января по август 1943г. принимал участие в боях на Калининском фронте.

В составе 3 Ударной армии служил командиром стрелкового взвода 2 батальона 145 отдельной стрелковой бригады, затем в должности заместителя штрафной роты.

10 августа 1943 года бригада была передана в распоряжение

43-й армии 1-го Прибалтийского фронта.

Осенью 1943 года по всему фронту войска перешли в наступление. «…Тов. ГИНКОТА участвовал в боевых действиях в составе 145-й отдельной стрелковой бригады, 2 стрелковый батальон, в районе Демидово. При наступлении на дер. Чиши, Калининский фронт, своим минометным взводом уничтожил три взвода пехоты немцев и подавил три огневые точки, чем самым обеспечил наступление роты, а также в районе Ново - Сокольники, будучи в разведке командиром штрафной роты, захватили один станковый пулемет и уничтожил 1 станковый пулемет, 30 немцев и захватил одного пленного немецкого солдата. В боях получил одно ранение…». А это уже выдержка из архивной справки Центрального архива Министерства обороны СССР от 31 августа 1984г.

Александр Кириллович молча развернул и протянул ее нам, когда мы стали спрашивать его о том, когда и как он получил ранение и был награжден орденом Красной Звезды. Он будто не хотел рассказывать об этом. Поэтому мы лишь попросили у Александра Кирилловича разрешение сфотографировать документ. В той же справке значилось, что «в наградном листе к приказу войскам I-го Прибалтийского фронта № 0901 от 3.10.1944г., Вы (ГИНКОТА А.К.) награждены орденом Красной Звезды…».

После ранения и лечения, сначала в полевом госпитале, затем в эвакогоспитале № 4116 в г. Гурьеве, Александр Кириллович был направлен в запасной офицерский полк, а позже - в Уфимский филиал курсов «Выстрел». Весть об окончании войны он встретил в Уфе.

«Когда объявили Победу, я не знаю как в Воткинске, но в Уфе люди на предприятиях работу прекратили. Целовались, обнимались…», - вспоминает Александр Кириллович. 

   


 Из автобиографической записки А.К. Гинкоты После окончания курсов «Выстрел» занимал должность адъютанта – старшего минометного батальона 32-й учебной стрелковой дивизии в Южно-Уральском военном округе в г. Уфа.

А с ноября 1945 года по 20 июля 1946 года – помощник начальника штаба полка по разведке 259-го стрелкового Ордена Суворова полка 179 Стрелковой Витебской Краснознаменной дивизии, откуда был уволен в запас в июле 1946 года.




В конце разговора ветеран обмолвился: «Вы не найдете сведений о том, что Александр Кириллович был помощником командира, потом командиром штрафной роты, потому что эта тема была закрыта. Только недавно было озвучено, сколько было штрафных рот и штрафных батальонов, а отношение к ним, сами знаете, особенное».

Возвращаясь, мы рассуждали, почему ветераны неохотно вспоминают о войне. Может потому, что она как осколок застряла в сердце и причиняет боль или, как в случае Александра Кирилловича, имеет гриф «секретно», а в этом случае бывших солдат не бывает…

С.Г.Зубарева, С.Ю.Савинцева, Ю.Р.Безумова (видеосъемка),

члены городского общества РОИА,

сотрудники архива г. Воткинска



Дата изменения: 10.03.2016 11:13